Регулятор напряжения генератора ваз 2114
Регулятор напряжения ВАЗ 2114 – полезные знания для ремонта
Модель автомобиля ВАЗ 2114 начали выпускать не так давно, однако она успела зарекомендовать себя на отечественном рынке. Машина взяла лучшие характеристики своих предшественников ВАЗ, однако остались и некоторые недостатки. Так, очень часто во время движения автомобиля ему не хватает мощности электрического тока. Проблема может крыться в регуляторе напряжения.
Неэкономная поломка – торопимся с ремонтом!
Казалось бы, что здесь такого – не хватает напряжения. Автомобиль ведь на бензине ездит, а не на электричестве. Однако нехватка мощности тока приводит к тому, что увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя, некоторые электроприборы и вовсе перестают работать, и в дальнейшем потребуется их замена. Особенно это заметно в темную пору, когда задействовано много приборов электропитания.
Первым признаком нехватки напряжения является тусклый дальний свет – его лампы требуют большого количества Ватт. В большинстве случаев оказывается, что аккумулятор плохо заряжен.
С такой неполадкой вы справитесь легко и быстро, зарядив его как следует. Однако иногда это не помогает. Загляните под капот – клеммы аккумулятора могут быть плохо зажаты или окислены. Если на парковке ток еще будет сохранять постоянное напряжение, то во время езди из-за вибрации клеммы могут отходить, размыкая цепь. Для устранения проблемы необходимо хорошенько смазать крепежи и перетянуть болты, иногда поможет только замена старых клемм на новые.
Поломка генератора – как определить?
Поломка генератора влечет за собой большие неприятности – из строя могут выйти электроприборы, сокращается срок службы аккумулятора. Так, если из строя вышло реле регулятора напряжения, генератор может выдавать напряжение большей мощности, чем требуется. Это может привести к проблеме в правильных показаниях электроприборов, а также в работе освещения автомобиля.
Для самостоятельной проверки работоспособности генератора вам нужен будет тестер и помощник. Первым делом вставьте ключ в зажигание и заведите автомобиль. На приборной панели должен светиться индикатор аккумулятора, который указывает на низкий заряд или разрыв цепи. Необходимо прогреть автомобиль до рабочей температуры и включить все возможные приборы в нем.
Потом возьмите тестер и проверьте напряжение на клеммах аккумулятора. В это время ваш напарник должен держать ногу на педали газа и поддерживать 3000–3500 об/мин двигателя. Напряжение на тестере в автомобиле ВАЗ 2114 с нормальным рабочим генератором должно быть не меньше 12–13 Вольт. Если напряжения меньше, необходимо приступать к детальной проверке устройства. Срочный ремонт требуется и в том случае, если сила тока больше 14,7 Вольт. Это касается не только автомобиля ВАЗ 2114, но и других легковых машин.
При проверке работы генератора нужно прислушаться к его звуку. Наличие характерного гула или шума от трения ремня свидетельствует об износе его подшипника, в таком случае необходим полный ремонт устройства. Также довольно часто оказывается плохим контакт массы на генераторе автомобиля, потому как провод расположен в ВАЗ 2114 достаточно низко. Во время дождливой погоды на него попадает вода, из-за чего происходит окисление контактной клеммы.
Еще одной причиной слабого напряжения может быть обтянутый или достаточно изношенный ремень генератора. В результате генератор может не выполнять необходимое количество оборотов для поддержания электропитания в норме. В этом случае необходимо его натянуть или заменить. Работа по натяжке или замене ремня генератора не отнимет у вас много времени, а также не требует наличия определенных технических навыков.
Регулятор напряжения – основа генератора
Регулятор напряжения расположен в генераторе автомобиля и отвечает за распределение напряжения от генератора к автомобилю. Эта деталь состоит из якоря, электромагнита и переключателя. В случае его выхода из строя необходима полная замена.
Чтобы снять регулятор напряжения, необходимо несколько стандартных ключей и отверток. Снять этот элемент в автомобиле ВАЗ можно, не демонтируя генератор. Не забудьте перед началом работ снять клеммы с аккумулятора. Далее откручиваем контактные клеммы на генераторе – находятся они под колпачком. После этого снимите защитную крышку, делать это нужно аккуратно, чтобы не сломать пружинные защелки, которыми она крепится к генератору.
После открутите крепления регулятора напряжения и вытяните его вместе со щетками. Проверку регулятора напряжения необходимо делать только со щетками. Длина нормальных рабочих щеток должна быть не меньше 4–6 мм. Чтобы выполнить проверку работоспособности регулятора напряжения в домашних условиях, нам необходим будет аккумулятор, несколько контактных проводов и лампа на 12 Вольт.
Лампочку необходимо подключить к щеткам генератора, при этом полярность не имеет значения. Минусовой контакт аккумулятора подключите к корпусу регулятора, а плюсовой – к силовым контактам на регуляторе. При правильном подключении и работе всех элементов лампочка должна загореться. Если этого не произошло, тогда нужна замена регулятора напряжения. Есть и другой выход – дать регулятор на проверку опытному электрику, возможно, он починит поломку.
Замена регулятора напряжения в автомобиле ВАЗ 2114 – довольно несложная процедура. Регулятор напряжения на ВАЗ 2114 можно купить в любом автомагазине, при этом от других моделей ВАЗ он не подойдет. Владельцы авто в последнее время заменяют стандартный регулятор на трехуровневый. Его монтаж лучше доверить опытному специалисту, так как он требует небольших изменений в корпусе генератора, а также правильного переподключения контактных клемм к реле.
Трехуровневый регулятор напряжения содержит в себе улучшенное реле. Он делает напряжение более стабильным и качественным. Однако на заводе на ВАЗ 2114 этот регулятор еще не начинали ставить в серийное производство к автомобилям. После выполнения всех работ по ремонту соберите и подключите все в обратном порядке. На время ремонта аккумулятор рекомендуется поставить на зарядку.
Источник: carnovato.ru
Back2life › Блог › Трехуровневый регулятор напряжения. ВАЗ 2114. Установка. Ремонт.
Всем Привет!
Это мой первый опыт в написании «блога» так что строго не судите)))
Этой зимой часто приходилось оставлять авто возле подъезда а не в гараже как было ранее, соответственно низкая температура и редкие поездки сыграли злую шутку с АКБ. После первой подзарядки спустя АКБ был вновь разряжен.
Стал я искать в срочном порядке причины таких разрядок моего АКБ. Так как езжу я не часто принял решение установить трехуровневый регулятор напряжения в генератор своего авто.
УСТАНОВКА.
Авто у меня ВАЗ 2114 2010 г.в. 8 кл. инж., и генератор у него десяточный на 90 А. Купил на авто рынке у знакомого продовца за 180 грн данный девайс. Номер на мой генератор – 67.3702-02.
Первым делом необходимо снять минусовую клемму с аккумулятора, далее необходимо ключом на 10 открутить силовые контакты и снять их с болта, и отключить клемму лампы заряда АКБ. Что бы снять черный пластиковый чехол необходимо с трех сторон потянуть за защелки и в это же время отсоединить его в сторону. Далее мы увидим место посадки родного регулятора напряжения. Откручиваем плоской отверткой два винта и отсоединяем скрытую на первый взгляд клемму. В обратном порядке устанавливаем щёточный узел нового трехуровневого регулятора на место, закручиваем два винта, провода в оплетке протягиваем через защитную крышку, (при необходимости делаем отверстие в ней, мне не пришлось) предварительно открутив от самого блока регулятора, устанавливаем защитную пластиковую крышку на свое место до щелчка и присоединяем силовые клеммы на место. К блоку управления прикручиваю ранее открученные провода. ВНИМАНИЕ! Не перепутайте их! Сам блок управления я прикрутил к корпусу (винтом М3х12 и гайкой М3) авто прям над генератором зачистив от краски внутреннюю часть корпуса. Далее подключаем минусовую клемму к АКБ и все готово.
После выполнения замеров мультиметром — все четко, как и написано в инструкции на зажимах «Гены» — 13.6 В, 14,2В и 14,7 В.
РЕМОНТ.
Спустя 3 недели в один прекрасный день у меня загорелся на панели поломок сигнал аккумулятора. В чем же проблема ? Он полностью перестал работать. Я установил обратно родной регулятор напряжения и о чудо машина работает сигнал АКБ горит в пол накала, при нажатии на педаль – газа – гаснет, а на холостых хоть и плохо но виден его свет.
Беру в руки мультиметр и начинаю проводить измерения – и получаю на холостых оборотах 12,7 В при включении ближнего света, вентилятора на поз «1» и магнитолой — напряжение падает на 11,6 В. Данные измерения тоже ужасны т.к. на исправном авто напряжения на холостом ходу авто с включённым ближним светом должно быть не менее 13,7-13,8В.
Я начинаю грешить на новый купленный регулятор напряжения и иду на авторынок, покупаю еще один точно такой же трехуровневый регулятор напряжения с договоренностью его вернуть в течении двух трех дней если он не будет работать. Продавец не против но говорит что данные регуляторы работают без нареканий но есть и хуже завод производитель с подобной линейкой регуляторов дешевле на 50 грн. Еду домой, устанавливаю его за 5 минут и он не работает – ответ для меня – очевиден и я подробно фотографирую диодный (выпрямительный) мост и еду на авто рынок опять. На авторынке я в автомагазине покупаю новый диодный мост сравнивая его с фотографиями на телефоне. Новый диодный мост на мой генератор стоял 170 грн.
Диодный мост можно, но я категорически не рекомендую устанавливать на генератор не снимая его с авто. Снимал я гену на улице без ямы и подъемника и с установленной защитой двигателя.
Далее я буру ключи 10, 13 и 17, окручиваю натяжитель ремня генератора, откручиваю два болта, снимаю верхнее крепление генератра и снимаю ремень. Что бы достать нижний длинный болт крепления генератора не снимая защиты двигателя необходимо генератор оттолкнуть как можно ближе к радиатору, головкой на 13 с трещоткой откручивать гайку со стороны правого колеса, а с другой стороны держать ключом на 17 сам болт. После с усилием снимаем генератор и несем его на рабочее место.
Что бы снять не работающий диодный мост необходимо плоской отверткой открутить 3 винта и затем снять с направляющих сам диодный мост. Не в коем случаи не потерять текстолитовые шайбы изоляторы, без них никак! Это очень важно!1 .
С демонтированного старого моста необходимо открутить гайку с болтами с обратной стороны необходимо снять изолятор. Это очень важно!2. установить изолятор в новый диодный мост и установить болт на его место. В случаи если болт в ржавом изношенном состоянии советую его заменить на новый в противном случаи будут потери напряжения. Устанавливаем на место диодный мост и не забываем подключить провод от конденсатора. Далее рекомендую взять и почистить уайсперитом или ацетоном 3 контакта катушки от грязи и пыли и если есть желание слегка зачистить поверхность колец наждачной бумагой или надфилем для лучшего контакта. (В моем случаи они были в ужасном состоянии). Далее вставляем в свои места три провода и притягиваем к диодному мосту тремя винтами с текстолитовыми шайбами.
Следующим шагом необходимо взять в руки мультиметр и прозвонить все соединения. Для этого рекомендую посмотреть видео на Ютубе – «Как заменить диодный мост, без ошибок» Рекомендую посмотреть и другие полезные видео Валерия Чкалова. Ссылка —
После того как вы все проверили устанавливаем генератор в авто. У меня потребовалось некоторое время, что бы попасть нижним длинным винтом сквозь ухо и крепление генератора, закручиваем гайку, затягиваем и натягиваем ремень на усилие прогиба от 5 до 10 мм. Далее я провел опыт на родном регуляторе все работало как часы напряжение было 13,9 В с ближним светом 13,8, — 13,7. А с установкою трехуровневого реле как и положенно но на 0,1 в больше а именно 13,7, 14,4, 14,9 В, но это соответствует погрешностям моего мультиметра, самого прибора (указано в инструкции ) и качества измерений.
Во вложении так же прилагаю фото. Мультиметр я специально покупал в «Эпицентре» чтобы провести все измерения, чек сохранил и затем его сдал спустя 5 дней его использования, второй купленный трехуровневый регулятор тоже вернул.
Все работает как часы, доволен как слон и теперь меня проблемы с АКБ не беспокоят.
Как правило общался с Автоэлектриком и продавцами они утверждают, что именно эти данные трехуровневые регуляторы не ломаются вообще, что может сгореть и испортится так это выпрямительные диодные мосты в генераторах. Всех, у кого перестал работать данныйй тип регулятора рекомендую проверить и прозвонить диодный мост на своем гене.
Благодарю за терпение и внимание.
Всех Благ!
Источник: www.drive2.ru
Замена регулятора напряжения генератора на ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
Добро пожаловать!
Регулятор напряжения – он присутствует в любом генератора на любом автомобиле, благодаря нему напряжение в бортовой сети не скачет и держится ровно, ещё благодаря нему напряжение в бортовую сеть не идёт слишком большое (Чем больше напряжение в бортовой сети, тем быстрее проводка перегорать будет) и как положено в пределах нормы (В основном для всех машин, нормой считается 13.2-14.7 вольт в бортовой сети автомобиля), данного напряжения хватает чтобы аккумулятор заряжался и чтобы другие приборы ещё при этом горели (Чем больше приборов в автомобиле вы включите, тем напряжение и станет сильнее, благодаря всё тому же регулятору напряжения), когда регулятор приходит в негодность, первое что начинается так это проблема с напряжением и в связи с этим проблема с проводкой наступает, вот к примеру если регулятор вдруг перестанет сдерживать напряжение тогда и оно поднимется до высокой отметки, то провода начнут первым делом плавиться, но если у вас стоят все предохранители на нужные амперы, то здесь уже бояться нечего, просто предохранители каждые пять минут менять будете когда напряжение скакнёт и так будет до тех пор, пока регулятор вы не смените на новый (Но это и не от него может быть, предохранители вообще по разным причинам могут перегорать, одна из самых ярких так это попадание воды на проводку, после чего предохранитель сразу перегорает).
Примечание!
Замена регулятора напряжения который стоит на генераторе производиться не так и сложно, особенно если набор инструментов есть, в этом наборе у вас должны быть: Гаечные ключи, а так же отвёртки, контролька ещё понадобиться (Это контрольная лампа на 12 Вольт) и мегомметр (Данные приборы нужны лишь для того чтобы проверить регулятор на работоспособность, если вам не нужно ничего проверять и вы уверенны что у вас именно регулятор пришёл в негодность, то в таком случае данными вещами можете и не запасаться)!
Краткое содержание:
Где находится регулятор напряжения?
Он расположен как мы уже сказали чуть ранее на самом генераторе и прикручен к нему болтами, для наглядности чуть ниже мы закрепили фото, на котором отчётливо виден снятый с автомобиля генератор и стрелкой ко всему этому указан сам регулятор напряжения, об замене которого мы и говорим сегодня в этой статье.
Когда нужно менять регулятор напряжения?
Регулятор, само название даже говорит за него, а именно он регулирует напряжение в бортовой сети и оно не должно превышать и опускаться ниже нормы, если же напряжение скачет (То высокое, то маленькое) тогда регулятор нуждается в замене, проверить кстати его на работоспособность не составит никакого труда, для этого воспользоваться контрольной лампой на 12 Вольт будет нужно, а именно выводы от неё к обоим щёткам регулятора подсоедините и в это время подайте напряжение на 12 Вольт (Аккумулятор отлично для этого подойдёт) на плюсовую клемму, а на минусовую подайте минусовой провод идущий от аккумулятора (Минусом в регуляторе напряжения могут служить втулки, одна из таких указа на фото ниже на подробной схеме).
Примечание!
Если после таких манипуляций контролька загорится, то это говорит о том что регулятор исправен, но это ещё не говорит о том что он полностью исправен, а для того чтобы убедиться в этом окончательно, проделайте ту же самую операцию но только уже не 12 Вольт в этом случае подайте, а 15 В и посмотрите результат, нормальный исправный регулятор напряжения не должен дать лампе загореться, если же всё же лампа загорелась то это говорит о том, что данный регулятор не исправен и он нуждается в замене!
Как заменить регулятор напряжения на ВАЗ 2113-ВАЗ 2115?
Примечание!
Работу по замене данного агрегата можно выполнять как на снятом генераторе (Так даже удобней), так и на установленном (Если вы решите его всё же снять, то в таком случае изучите подробную статью по этому поводу, а называется она: «Замена генератора на автомобиле»), но в том случае если вы не захотите ничего снимать с автомобиля, то обязательно перед началом работы клеммы минус отсоедините от аккумуляторной батареи, как это сделать читайте в статье: «Замена АКБ на автомобиле», в пункте 1 всё подробно рассказано!
Снятие:
Чтобы снять регулятор, в начале нужно от генератора отсоединить клеммы и провод ещё который к нему крепиться (Клеммы отсоединяются посредством отворачивания гайки которая их крепит, а провод отсоединяется вообще легко, потяните за него рукой и он будет отсоединён, более подробно об том как это всё сделать, мы указали в статье на которую чуть выше дана ссылка, называется эта статья: «Замена генератора на ВАЗ»), как только всё лишнее будет отсоединено, приступайте к снятию крышки, для этого с помощью отвёртки удалите пломбу как показано на фото 1 и после чего накидной головкой с воротком выверните три гайки которые крышку крепят (Гайки указаны так же на фото 1 стрелками) и снимите крышку после этого, как только крышка была снята, три шайбочки пружинные снимите со шпилек чтобы их не потерять (см. фото 2) и переходите к снятию регулятора напряжения, он крепиться болтах и ещё к нему клемма подсоединена при помощи винта, поэтому винт крепления клеммы выворачивайте (см. фото 3) и отложите его в сторонку, затем две гайки по бокам отверните которые регулятор крепят (см. фото 4) и полностью снимите его с генератора и проверьте на исправность (Как проверить в начале статьи мы уже писали).
Примечание!
В начале статьи мы ещё одну очень важную вещь не указали, проверьте при помощи линейки или же чего ни будь ещё, то на сколько щётки выступают и если они будут выступать менее чем на 5 мм (см. фото ниже), то в таком случае данный регулятор нуждается в замене, а так же проверьте как щётки перемещаются (Рукой понажимайте на них для этого) и если в каких то местах они будут заедать, то тоже в этом случае смените регулятор!
Установка:
Новый регулятор устанавливается на своё место, в обратном порядке снятию, поэтому сложностей в его установки у вас не должно быть.
Дополнительный видео-ролик:
Наглядно увидеть процесс замены вы так же можете в видео-ролике который размещён чуть ниже, кроме замены там ещё и дополнительная информация рассказывается про этот регулятор, а именно рассказывается что будет с аккумуляторной батареей если регулятор выйдет из строя и т.д., все операции проводятся на автомобиле ВАЗ 2110, но вы особого внимания на это не обращайте потому что на автомобилях семейства Самара 2 и на автомобилях десятого семейства, данный регулятор заменяется идентично.
Источник: vaz-russia.com
Регулятор напряжения ВАЗ 2114: принцип работы, неисправности и замена
Многие водители слышали о том, что в машине есть такая деталь, как регулятор напряжения ваз 2114, но при этом не знают, какую роль он выполняет и что делать в случае его неисправности. Ответить на все эти вопросы мы и постараемся в сегодняшней статье.
Как работает регулятор напряжения
По своему конструктивному устройству трехуровневый регулятор напряжения ваз 2114 представляет собой реле с подключенными к нему транзисторной схемой и сопротивлениями, которые, в свою очередь, подключены к возбуждающей обмотке на статоре генератора.
Принцип его действия заключается в следующем — во время своей работы генератор производит ток с нестабильным, скачкообразным напряжением, использование которого напрямую в бортовой сети могло бы привести к неполадкам и даже поломкам электронного оборудования. Для того, чтобы устранить эти скачки и поддерживать вольтаж, выдаваемый генератором, на одном уровне — и нужен регулятор-стабилизатор.
Так, при генерировании слишком высокого напряжения, устройство включает в схему дополнительные резисторы, которые понижают вольтаж до нужного уровня. В противном случае (когда напряжение слишком мало) стабилизатор отключает все сопротивления в схеме, и выдаваемый генератором вольтаж увеличивается.
Говоря о работе стабилизатора, следует учитывать и то, что все эти подстроечные колебания напряжения происходят с высокой частотой, в результате чего общая величина напряжения в бортовой сети остается фактически неизменной.
Если же говорить простыми словами, то регулятор напряжения генератора ваз 2114 отвечает за:
- активацию электрогенератора;
- контроль выдаваемого генератором тока;
- поддержание напряжения, поступающего в бортовую сеть, на стабильном уровне.
Для регулятора, монтируемого на 14-ю модель, стандартными рабочими параметрами являются номинальный вольтаж в 14,5 вольт и номинальная сила тока в 5 ампер.
Признаки неисправности регулятора
Иногда в процессе эксплуатации авто случается и так, что стабилизатор выходит из строя. Признаками этого могут служить частые колебания и резкие скачки напряжения в сети автомашины, неполадки с электроприборами и быстрая разрядка аккумуляторной батареи. Если вы заметили один или несколько указанных выше признаков, то реле регулятор генератора ваз 2114 следует протестировать при помощи мультиметра.
Сделать это можно следующим образом:
- Установить тестер на измерение постоянного напряжения с пределом 20 вольт.
- Измерить показания вольтажа на клеммах АКБ при выключенном моторе (результат должен составить от 12,5 до 13 вольт).
- Запустить мотор и вновь измерить напряжение на клеммах (теперь оно должно составлять от 14 до 14,5 вольт).
- Не выключая двигатель, включить дальний свет, печку и обогрев стекла (можно и другие мощные потребители). Замерить напряжение на батарее третий раз. Показатели вольтажа при этом должны находиться в пределах 13,2-13,9 вольт — это будет означать, что стабилизатор исправлен. В противном случае устройство придется демонтировать и заменить.
Совершать поездки на автомашине с вышедшим из строя регулятором генератора — не выгодно и даже небезопасно, поскольку это может привести к увеличению расхода топлива, поломкам в бортовой сети и даже к возгоранию авто.
Проверить корректную работу регулятора можно и без применения мультиметра, при снятом устройстве. Для этого нужно подсоединить его клемму «массы» к минусу аккумулятора, а контакты Б и В подключить к плюсу. После этого следует взять 3 ваттную автомобильную лампу и подсоединить ее к графитовым щеткам регулятора. Если последний исправен, то лампа загорится.
В некоторых случаях можно пойти еще дальше и проверить порог срабатывания. Для этого регулятор следует подключить как было сказано выше, но между его положительными выводами и плюсом АКБ подключить параллельно пару пальчиковых батарей, дабы увеличить напряжение в сети до 16 вольт. Если регулятор работает правильно, то он прервет питание и подключенная к его щеткам лампочка гореть не будет.
Как заменить регулятор напряжения
Если в ходе проверки выяснилось, что регулятор неисправен, то следует как можно быстрее выполнить его замену на новый, аналогичной модели.
Делать это нужно следующим образом:
- Отсоединить обе клеммы от аккумуляторной батареи.
- Отсоединить колодку с проводами, подключенную к выводу «D» генератора.
- Снять резиновый колпачок с «плюсового» вывода, при помощи ключа на 13 отвинтить гайку, фиксирующую пучок проводов на шпильке.
- Снять провода со шпильки-контакта.
- Открыть 3 пластиковых зажима на крышке.
- Используя плоскую отвертку или узкое лезвие, демонтировать крышку.
- Выкрутить крестовой отверткой 2 винта, фиксирующих регулятор.
- Отключить провода, подходящие к устройству.
- Вынуть корпус регулятора вместе с графитовыми щетками.
Установку нового регулятора напряжения следует выполнять в таком же порядке, но в обратной последовательности.
Установив новый регулятор, следует обязательно зачистить все его контактные поверхности и проверить плотность прилегания контактов. В противном случае возможны сбои и неправильная работа устройства.
Заканчивая разговор о регуляторе напряжения, хочется еще раз напомнить о том, что при первых же признаках неисправности устройства следует заменить его на новое, поскольку в противном случае существует не только риск поломки бортовой электроники или увеличенного расхода топлива, но и вероятность короткого замыкания с дальнейшим возгоранием машины.
Полезное видео
Дополнительную полезную информацию по данному вопросу вы сможете почерпнуть из видео ниже:
Источник: remontvazov.com
Трехуровневый регулятор напряжения ВАЗ 2114: особенности
Необходим трехуровневый регулятор напряжения ВАЗ 2114 в первую очередь для эксплуатации автомобиля в суровых условиях. В отличие от обычных приборов такого типа, которые ставятся на генераторы, у этих имеется возможность корректировки выходного напряжения от минимального до максимального. Но давайте рассмотрим конструкцию и устройство более подробно. Но начать стоит с обзора стандартного регулятора напряжения. А это устройство, которое позволяет стабилизировать питание обмотки возбуждения.
Как работает регулятор напряжения
Если брать в широком смысле, то все регуляторы можно разделить на два типа:
- Электромагнитные, принцип их действия основан на реле. Именно по этой причине прибор иногда называют реле-регулятором.
- Полупроводниковые, в конструкции которых находятся транзисторы, либо же один кристалл.
Как вы понимаете, первые конструкции на сегодняшний день используются крайне редко, так как имеют ряд недостатков, в числе которых малая надежность за счет наличия подвижных контактов. На автомобильных генераторах используют исключительно транзисторные конструкции. И трехуровневый регулятор напряжения ВАЗ 2114 не является исключением, построен он на современной элементной базе.
Но на примере электромагнитного устройства очень удобно рассматривать принцип работы в общем. Как вы понимаете, существует определенный диапазон напряжения, именно его и нужно поддерживать на выходе генератора. Но если оно выше или ниже, требуется вмешательство со стороны. Можно разделить на два режима функционирование регулятора напряжения электромагнитного типа:
-
Высокое напряжение – в этом случае при помощи реле происходит включение в цепь питания обмотки резистора. Он позволяет снизить напряжение до рабочего (
13 В).
Если обратиться к учебнику физики, то мы узнаем, что главное условие для работы генератора – это наличие движущего магнитного поля. Причем изменение напряжения на выходе генератора прямопропорционально изменению напряжения на обмотке возбуждения. Именно для стабилизации и необходим регулятор. Что касается полупроводниковых приборов, то у них работа происходит по такой же схеме, только вместо реле с обмоткой в них транзисторы или кристалл кремния.
Основные моменты эксплуатации
На автомобилях ВАЗ 2114, а также аналогичных моделях – 15-й серии, 8-й, 9-й, установлены регуляторы напряжения, которые конструктивно объединены с щеточным механизмом. Напомним, что щетки нужны для передачи напряжения питания к контактам обмотки ротора. Поэтому ресурс регулятора ограничен сроком службы графитовых щеток, а он не очень большой у них. Признаки выхода из строя прибора:
- Заметное ухудшение яркости ламп.
- Разрядка аккумуляторной батареи.
- Загорается лампа со значком аккумулятора на приборной панели – явный признак поломки.
При замене стандартного регулятора напряжения на автомобиле ВАЗ 2114 необходимо выполнить следующие действия:
- Отключить минусовой вывод от аккумуляторной батареи.
- Отсоединить провод питания обмотки возбуждения. Тонкий с разъемом типа «мама». Проблем с этим не возникнет.
- Выкрутить два шурупа, которыми произведено крепление корпуса прибора к задней крышке генератора.
- Установить в обратной последовательности новый прибор.
Для проверки работоспособности вам нужно воспользоваться источником питания 12 и 16 Вольт. Первый – это, конечно же, АКБ. Второй – последовательно соединенные с ней пара пальчиковых батареек. Источник питания подключается к плюсу и минусу регулятора напряжения. Контрольная лампа должна подключаться к щеткам. Неисправность можно диагностировать по следующим признакам:
- Не проводя проверку, замерить длину щеток – она должна быть не меньше 5 мм.
- Лампа горит при любом значении напряжения питания.
- Лампа не горит совсем.
Поможет только замена устройства. Стоит заметить, что изготавливать его своими руками нет смысла – стоимость колеблется в диапазоне 200-300 рублей, а срок службы не менее двух лет. Но для тяжелых условий можно поставить специальной конструкции трехуровневые регуляторы. Вот о них и стоит поговорить в заключении нашей статьи.
Трехуровневый регулятор напряжения ВАЗ 2114
С его помощью можно изменять в небольшом пределе напряжение на выходе генератора. Особо стоит отметить о приборах с терморегуляторами. Датчик монтируется на корпусе аккумулятора и позволяет регулировать напряжение в зависимости от текущей температуры электролита в банках АКБ. Это значительно повышает ресурс аккумуляторной батареи. Установка трехуровневых устройств несложная. Отличие от стандартного – это разнос щеточного блока и основной схемы устройства в разные корпусы. В остальном же принцип работы такой же, как и у рассмотренного выше. Но с нюансом – напряжение на выходе генератора изменяется в зависимости от условий работы.
Работа трехуровневого регулятора напряжения ВАЗ 2114 выглядит таким образом:
- Переключатель находится в положении, соответствующем минимуму. При этом напряжение держится на значении 13,6 Вольт. Идеально при эксплуатации летом, в условиях высоких нагрузок на двигатель.
- Среднее значение, оно же нормальное, позволяет поддерживать напряжение на уровне 14,2 Вольт. Актуально для работы в межсезонье – при температурах 0..20 градусов.
- И максимальное положение – напряжение 14,6 Вольт, идеально для эксплуатации в зимний период.
Вот и все, что можно рассказать про трехуровневый регулятор напряжения ВАЗ 2114, монтаж его несложен. Достаточно на кузове под капотом поставить блок с переключателем, а щеткодержатель на генератор вместо стандартного регулятора. Провода прокладывать нужно аккуратно, желательно фиксировать с помощью стяжек. И старайтесь, чтобы контакт с массой был качественным, иначе аккумулятор будет очень быстро разряжаться.
Источник: vaz-remzona.ru