Норма обязательных резервов — это инструмент регулирования

Верно применяем норматив обязательных резервов

Норматив обязательных резервов — этот термин применяется в банковском секторе и является особым инструментом экономического регулирования. Что это за норматив и что с его помощью можно рассчитать, узнайте из нашего материала.

Норматив обязательных резервов: понятия и назначение

Норматив обязательных резервов — определяемая государством доля обязательств коммерческого банка по депозитам, подлежащая хранению:

  • безналично в виде депозита на корреспондентском счете ЦБ РФ;
  • или в наличном виде в хранилище самого банка.

Норматив обязательных резервов (НОР) является элементом системы обязательного резервирования, посредством которого происходит:

  • обеспечение банковских обязательств по размещенным депозитам;
  • регулирование величины находящейся в обращении денежной массы.
  • гарантируется надежное выполнение обязательств банков перед клиентами (даже если финансовое положение банка неустойчивое);
  • Центробанк может страховать вклады клиентов.

В положении ЦБ РФ об обязательных резервах кредитных организаций от 01.12.2015 № 507-П указано, что НОР:

  • определяет размер обязательных резервов в процентах к обязательствам банка;
  • устанавливается по категориям резервируемых обязательств.

Знакомьтесь с понятием нормативов в разных сферах деятельности с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Норма обязательных резервов: формула расчета

С 01.08.2016 минимальный НОР установлен указанием банка РФ от 27.06.2016 № 4052-У «Об обязательных резервных требованиях» в следующих размерах:

  • 5% — по рублевым обязательствам;
  • 6% — по обязательствам перед физлицами в инвалюте;
  • 7% — по обязательствам в инвалюте (кроме вышеуказанных).

НОР включается в формулу при расчете связанных с банковским резервированием показателей (например):

  • банковского мультипликатора (m), показывающего, сколько денежных единиц создает банковская система при поступлении в нее одного дополнительного рубля депозита (D):
  • суммы обязательных резервов банка (Rобяз.):
  • кредитных возможностей банка (К):

Как с помощью НОР регулируются экономические показатели, расскажем в следующем разделе.

Рассчитывайте финансовые показатели с помощью формул, расшифрованных в наших материалах:

Когда увеличение норматива обязательных резервов вводится как средство против инфляции?

Инфляция представляет собой чрезмерный рост обращающихся в стране бумажных денег, вызывающий их обесценение. Государство воздействует на количество введенных в обращение денег с помощью инструментов монетарной (кредитно-денежной) политики, цели которой:

  • обеспечение стабильности цен;
  • поддержание занятости населения;
  • рост экономики;
  • последующее сохранение финансовой стабильности (укрепление курса национальной валюты и др.).

НОР является одним из инструментов кредитно-денежной госполитики, с помощью которого Центробанк регулирует деятельность коммерческих банков: он влияет на объемы выдаваемых банками кредитов и эмиссию безналичных долговых денег, что оказывает воздействие на общую инфляцию национальной валюты.

Даже незначительное увеличение НОР позволяет:

  • резко снизить активность коммерческих банков;
  • ограничить рост денежной массы;
  • снизить уровень инфляции.

Таким образом, НОР воздействует на инфляцию в рамках мероприятий монетарной государственной политики.

Итоги

Норматив обязательных резервов является регулятором роста денежной массы. Его минимальное значение устанавливается законодательно.

Источник: nalog-nalog.ru

Обязательные резервы коммерческих банков

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, определенный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.

Обязательное резервирование решает две задачи.

Во-первых, финансовые учреждения имеют право использовать денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, для предоставления кредитов. Из суммы резервов центробанки предоставляют займы для поддержания ликвидности, то есть они используются в случае, если потребуется срочный возврат денег.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики.

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

– денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

– облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

– обязательства, выраженные в неденежной форме (например, в драгоценных металлах или заем ценных бумаг);

– обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

Читайте также:  Как слить бензин с форд фокус 2

Комментарии 5

Вероника (DilasTorchi) пишет:
Добрый день! Можно вопрос? Что будет с банком если он не заплатит в ФОР. Какие дальнейшие действия ЦБ?

Смотря сколько дней не платить. В моей практике был случай, когда просрочили на 1 день. Прислали из ЦБ письмо с требованием объяснить причину несвоевременного перечисления средств, а также уведомили о штрафе.

Вероника (DilasTorchi) пишет:
Добрый день! Можно вопрос? Что будет с банком если он не заплатит в ФОР. Какие дальнейшие действия ЦБ?

Дальнейшие детальные действия Банка России приведены ниже (см. http://www.cbr.ru/dkp/print.aspx?file. eserv.htm).

Меры воздействия, применяемые Банком России при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований

При невыполнении кредитной организацией в период регулирования действий, установленных пунктом 4.4 Положения Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П, уполномоченное учреждение Банка России осуществляет списание недовзноса и (или) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов с ее корреспондентских счетов.

Списание денежных средств в погашение недовзноса по Расчету за отчетный период и (или) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов осуществляется с первого дня после окончания периода регулирования до полного его погашения по день представления кредитной организацией Расчета за следующий отчетный период включительно.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» при нарушении кредитной организацией обязательных резервных требований уполномоченное учреждение Банка России применяет штраф.

Предписание об уплате штрафа направляется кредитной организации для добровольной уплаты штрафа за нарушение обязательных резервных требований.

Сумма штрафа рассчитывается уполномоченным учреждением Банка России единовременно в целых рублях исходя из величины недовзноса и (или) суммы невыполнения усреднения обязательных резервов, указанной в строке 6 Справки либо в акте проверки, с применением ставки рефинансирования Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»), действующей на дату расчета штрафа, по формуле, указанной в пункте 3 приложения 9 к Положению Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П.

При не исполнении кредитной организацией предписания Банк России вправе взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований. В этом случае штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

В случае если сумма рассчитанного штрафа составляет менее 100 рублей, штраф не подлежит уплате (взысканию) и не отражается в бухгалтерских балансах Банка России, кредитной организации.

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования, депозитным операциям, операциям РЕПО, операциям «валютный своп», другим операциям Банка России).

Источник: www.banki.ru

Норма обязательного резервирования

Обязательные резервы не всегда были инструментом денежно-кредитной политики в современном ее понимании. Этот рычаг влияния на банковскую систему сначала обуславливался необходимостью страхования вкладчиков банка, а также повышением ответственности банков перед своими клиентами.

В современном понимании минимальные обязательные резервы – это инструмент денежно-кредитной политики, сущность которого заключается в установлении обязательной нормы ресурсов, которую коммерческие банки должны хранить в центральном банке в процентах к привлеченных депозитов.

Минимальные обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики является рычагом глубокого влияния на предложение денег. Обязательное резервирование призвано выполнять в экономике две основные функции, а именно:

o средства поддержания ликвидности коммерческих банков;

o инструмента регулирования денежной массы в обращении. Первичной функцией минимальных резервов является обеспечение

ликвидности коммерческих банков. Формирование централизованного фонда денежных средств должна служить надежным обеспечением вкладов. В сегодняшних условиях роль этой функции связана с обеспечением стабильности банковской системы, способствует как поддержанию непрерывности функционирования платежно-расчетного механизма, так и снижению рискованности вкладов в банки и уменьшению убытков от их банкротств.

На сегодняшний день эта функция трансформировалась и связана с обеспечением стабильности деятельности банковской системы в целом, что способствует, во-первых, поддержанию надежности платежно-расчетного механизма и, во-вторых, снижению уровня риска банковских вложений и минимизации потерь в случаях банкротства банков .

Основной функцией обязательного резервирования является воздействие на кредитный потенциал коммерческих банков с целью регулирования количества денег в обращении. Уровень минимальных резервов непосредственно влияет на количественные параметры кредитования субъектов национальной экономики со стороны коммерческих банков и определяет объем денежной массы.

Центральный банк периодически изменяет норму обязательного резервирования в зависимости от ситуации на рынке и типа политики, которым проводится. По ограничительной денежно-кредитной политики центральный банк прибегает к повышению нормы обязательных резервов, что ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков и сокращение денежной массы в обращении.

За осуществление стимулирующей (экспансивной) денежно-кредитной политики центральный банк снижает норму обязательных резервов, в результате чего большая часть ресурсов остается в распоряжении коммерческих банков, что дает возможность увеличивать объемы кредитования и ведет к росту денежной массы в обращении (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Использование норм минимальных обязательных резервов как инструмента денежно-кредитной политики

Современная монетарная политика предусматривает использование норм минимального резервирования как инструмента долгосрочного влияния на стабилизацию денежного обращения и средства антиинфляционной политики. Цель применения норм обязательного резервирования заключается в:

* Ограничении темпов роста денежной массы;

o изъятии избыточных средств с денежного обращения;

o формировании жесткой связи между денежной массой и денежной базой;

* Регулировании спроса на банковские ресурсы.

Норма обязательного резервирования устанавливается в законодательном порядке. Порядок ее применения существенно отличается как количественно, так и качественно в разных странах. Частое манипулирования нормами обязательного резервирования может вызвать определенные трудности, поскольку даже небольшие его колебания существенным образом влияют на объем кредитования в экономике. Этот инструмент обеспечивает решение в большей степени долгосрочных задач денежно-кредитной политики.

При использовании норм обязательного резервирования следует иметь в виду не только мультипликативный эффект кредитной экспансии, ослабляет его управляемость, но и влияние на уровень рентабельности коммерческих банков, поскольку деньги, находящиеся на резервных счетах, не приносят дохода. Это является своеобразным дополнительным “налогом” на деятельность коммерческих банков.

Читайте также:  Регулировка редуктора ваз 2106

Механизм установления минимальных банковских резервов как эффективного и надежного инструмента денежно-кредитной политики в течение последних лет существенным образом потерял свое значение. Во многих странах центральные банки проводят постепенное снижение норм резервных требований. Так, например, центральные банки стран – членов Европейской системы центральных банков используют норму резервирования, что составляет 2%, а по срочным вкладам сроком более двух лет норма минимальных резервных требований не устанавливается.

Национальный банк Украины, в соответствии с Положением о порядке формирования обязательных резервов для банков Украины, использует норматив обязательного резервирования как один из инструментов реализации денежно-кредитной политики с целью контроля за денежными агрегатами из-за снижения (увеличения) денежного мультипликатора. Обязательства выполнять резервные требования возникает в коммерческом банке с момента получения лицензии НБУ на право осуществления соответствующих банковских операций.

Источник: studbooks.net

Норма обязательных резервов

Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования и механизм их воздействия на экономику

Практикой хозяйствования накоплен богатый арсенал методов и средств денежно-кредитного регулирования экономики. Традиционным в отечественной и зарубежной современной экономической литературе стало выделение трех основных инструментов:

1) учетная ставка;

2) норма обязательных резервов;

3) операции Национального банка на открытом рынке.

Такой подход, безусловно, не является исчерпывающим. Углубленное изучение денежно-кредитного регулирования должно предполагать подробный анализ и других инструментов. Действующей редакцией Закона «О Национальном банке Республики Казахстан» предусмотрено восемь основных инструментов денежно-кредитной политики. Однако, по мнению ведущих исследователей в данной области, часть из них лишь уточняет другие. Так, прямое количественное ограничение и установление лимитов на рефинансирование банков является составной частью другого инструмента денежно-кредитного регулирования – рефинансирования банков.

Конкретный набор инструментов денежно-кредитной политики определяется социально-экономическим положением страны, ее национально-историческими особенностями развития. Применительно к Казахстану, представляется уместным анализ манипулирования объемом денежной массы и регулирования валютного курса. Подробно рассмотрим содержание представленных инструментов и механизм их воздействия на процессы и явления в экономике.

Учетная ставка

Учетная ставка представляет собой норму процента, взимаемую Национальным банком за предоставление им кредитов коммерческим банкам. Манипулирование этим инструментом носит название учетной политики центрального банка государства. Нередко в литературе можно встретить и другие названия – политика рефинансирования, дисконтная, залоговая, ломбардная и др. Такое разнообразие связано с техническим различием существующих операций. Так, учетные операции основаны на переучете или покупке Национальным банком с дисконтом векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Залоговые, или ломбардные, операции предполагают предоставление Национальным банком ссуд под обеспечение ценных бумаг. Содержательная сторона приведенных определений безусловно отличается, однако по экономическая сущности операции дисконтирования, учета, залога и рефинансирования означают процесс кредитования национальными банками частных и в этом смысле тождественны.

Регулирование уровня и структуры процентных ставок происходит двумя способами. Первый – посредством прямого установления ставок по кредитам Национального банка, второй – через контроль над отдельными ставками кредитных учреждений.

В рамках денежно-кредитного регулирования именно уровень процентных ставок является решающим средством для стимулирования или рестрикции объема инвестиций. Устанавливая официально учетную ставку, Национальный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Поэтому для последних учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. При понижении ставки заинтересованность банков в получении кредитов возрастает, что приводит к увеличению их резервов кредитования экономики и вызывает мультипликативное расширение количества денег в обращении. В свою очередь рост денежного предложения приводит к снижению процентных ставок по кредитам коммерческих банков и как следствие к росту инвестиционной активности в стране. Соответственно увеличение учетной ставки вызывает обратный эффект. Поскольку в той или иной мере все банки обращаются за кредитными ресурсами к Национальному банку, влияние ставок Национального банка распространяется на всю экономику. Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям размеров предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

Таким образом, политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов. В результате в большинстве стран учетная ставка является основой всей системы денежно-кредитного регулирования.

Исторически учетные операции проводились центральными банками государств с момента их образования, однако на первоначальном этапе использовались не столько как инструмент государственного регулирования, сколько как средство воздействия на кредитные учреждения. Возникновение этого метода было связано с превращением Центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, Центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.

Начиная с середины XIX века, рефинансирование становится основным методом воздействия Государственного банка на кредитные учреждения и в дореволюционной России. В общих чертах история применения этого инструмента повторяет основные европейские тенденции, хотя и с существенными отличиями. Исследователи кредитной системы России отмечают, что для нашей страны не было характерно снижение учетной ставки частных банков ниже ставки Госбанка, что наблюдалось в государствах Западной Европы. М.И. Боголепов, например, указывает, что на «западе учетный процент более изменчив, ставки быстрее приспосабливаются к изменениям на денежном рынке». Это было связано, видимо, с относительной неразвитостью кредитного рынка. Если в Германии, Франции, Англии из-за высокой конкуренции на кредитном рынке частные банки вынуждены были устанавливать процентные ставки ниже, чем Центральный банк, то в у нас, с недостатком кредитных ресурсов, частные банки конкурировали не за заемщиков, а за вкладчиков, назначая высокие проценты по вкладам, что, естественно, делало кредит более дорогим. Поэтому предоставляемый ими кредит был дороже кредита Государственного банка, который платил более низкий процент по вкладам.

Читайте также:  Как открыть форд транзит без ключа

Однако, как и в других европейских странах, постепенно рефинансирование превращается в один из важнейших инструментов государственного регулирования кредитной системы, и в начале XX века это направление в деятельности Государственного банка становится одним из основных.

Норма обязательных резервов

Важным инструментом денежного регулирования является метод «обязательных резервов». Идеи формирования определенного резервного фонда кредитных учреждений можно встретить у Д. Рикардо: «. надо защищать общество, требуя от каждого провинциального банка вручения правительству или назначенным для этой цели особым уполномоченным депозита, состоящего из билетов государственного займа или других правительственных обязательств и находящегося в определенном отношении к сумме эмиссии данного банка».

Метод обязательных резервов может использоваться несколькими способами. Наиболее часто применяется способ, при котором банки должны иметь в Национальном банке (резервировать) депозиты, составляющие определенный процент от их депозитов. Второй способ состоит в обязательном резервировании в процентах от общей суммы кредитования. Еще один способ, применявшийся в Великобритании, и называвшийся системой специальных депозитов представлял собой резервирование только для отдельных банковских учреждений по отдельным операциям. В практике отечественной банковской системы принята фиксированная ставка по обязательным резервам без учета вида, величины и срока вкладов.

В самом общем виде, резервные требования выполняют две основные функции. Первая (макроуровень) заключается в создании централизованного фонда банковской системы, предназначенного для регулирования деятельности коммерческих банков. Вторая (микроуровень) – служить инструментом ристриктивных ограничений, накладываемых на деятельность конкретного банка в части депонирования определенной доли его ресурсов в Нацбанке РК.

Посредством изменения нормы обязательных резервных требований Центральные банки поддерживают объем денежной массы и кредита в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Кроме того, можно выделить функции, направленные на укрепление банковской системы в целом. К ним относятся: обеспечение нормального функционирования платежно-расчетного механизма, бесперебойности расчетов с инвесторами, страхование ненадежных займов, снижение рискованности банковских вкладов, минимизация потерь от банкротств.

Данный метод регулирования интересен прежде всего тем, что существует возможность изменения резервных требований по отдельным видам операций. Это делает его весьма удобным для исправления временно образовавшегося дисбаланса в отдельных финансовых сегментах.

Использование этого метода лежит в основе изменения объема денежной массы благодаря действию банковского мультипликатора (мультипликатора депозитного расширения). Роль и механизм действия мультипликатора будут рассмотрены далее.

Таким образом, роль метода обязательных резервов заключается не в том, что они могут служить фондом ликвидности, а в возможности влияния на величину и структуру денежной массы, что позволяет ему занимать одну из ключевых позиций среди инструментов денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Казахстан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10317 – | 7979 – или читать все.

Источник: studopedia.ru

Верно применяем норматив обязательных резервов

Норматив обязательных резервов — этот термин применяется в банковском секторе и является особым инструментом экономического регулирования. Что это за норматив и что с его помощью можно рассчитать, узнайте из нашего материала.

Норматив обязательных резервов: понятия и назначение

Норматив обязательных резервов — определяемая государством доля обязательств коммерческого банка по депозитам, подлежащая хранению:

  • безналично в виде депозита на корреспондентском счете ЦБ РФ;
  • или в наличном виде в хранилище самого банка.

Норматив обязательных резервов (НОР) является элементом системы обязательного резервирования, посредством которого происходит:

  • обеспечение банковских обязательств по размещенным депозитам;
  • регулирование величины находящейся в обращении денежной массы.
  • гарантируется надежное выполнение обязательств банков перед клиентами (даже если финансовое положение банка неустойчивое);
  • Центробанк может страховать вклады клиентов.

В положении ЦБ РФ об обязательных резервах кредитных организаций от 01.12.2015 № 507-П указано, что НОР:

  • определяет размер обязательных резервов в процентах к обязательствам банка;
  • устанавливается по категориям резервируемых обязательств.

Знакомьтесь с понятием нормативов в разных сферах деятельности с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Норма обязательных резервов: формула расчета

С 01.08.2016 минимальный НОР установлен указанием банка РФ от 27.06.2016 № 4052-У «Об обязательных резервных требованиях» в следующих размерах:

  • 5% — по рублевым обязательствам;
  • 6% — по обязательствам перед физлицами в инвалюте;
  • 7% — по обязательствам в инвалюте (кроме вышеуказанных).

НОР включается в формулу при расчете связанных с банковским резервированием показателей (например):

  • банковского мультипликатора (m), показывающего, сколько денежных единиц создает банковская система при поступлении в нее одного дополнительного рубля депозита (D):
  • суммы обязательных резервов банка (Rобяз.):
  • кредитных возможностей банка (К):

Как с помощью НОР регулируются экономические показатели, расскажем в следующем разделе.

Рассчитывайте финансовые показатели с помощью формул, расшифрованных в наших материалах:

Когда увеличение норматива обязательных резервов вводится как средство против инфляции?

Инфляция представляет собой чрезмерный рост обращающихся в стране бумажных денег, вызывающий их обесценение. Государство воздействует на количество введенных в обращение денег с помощью инструментов монетарной (кредитно-денежной) политики, цели которой:

  • обеспечение стабильности цен;
  • поддержание занятости населения;
  • рост экономики;
  • последующее сохранение финансовой стабильности (укрепление курса национальной валюты и др.).

НОР является одним из инструментов кредитно-денежной госполитики, с помощью которого Центробанк регулирует деятельность коммерческих банков: он влияет на объемы выдаваемых банками кредитов и эмиссию безналичных долговых денег, что оказывает воздействие на общую инфляцию национальной валюты.

Даже незначительное увеличение НОР позволяет:

  • резко снизить активность коммерческих банков;
  • ограничить рост денежной массы;
  • снизить уровень инфляции.

Таким образом, НОР воздействует на инфляцию в рамках мероприятий монетарной государственной политики.

Итоги

Норматив обязательных резервов является регулятором роста денежной массы. Его минимальное значение устанавливается законодательно.

Источник: nalog-nalog.ru